Брак в керамике: ошибка или часть пути?Представьте: вы посетили мастер-класс в нашей студии, сделали своё изделие и оставили нам для проведения дальнейшего технологического процесса. И вот, спустя 4 недели настал момент, когда вы забираете свою работу и видите на ней трещину…
Нам тоже грустно от такого:(
Керамика — это сложное ремесло, в котором брак может возникнуть на любом этапе производства: от лепки и до финального обжига. Кратко расскажем об основных видах дефектов, их причинах, а также о том, как наши мастера с ними справляются!
1.Брак, возникающий из-за ошибок в процессе лепкиБрак, заложенный на этапе лепки, проявляется уже в момент сушки. Когда вода испаряется, глина сжимается. Если в изделии имело место наличие дефектов, то сжатие глины приводит к деформации или образованию трещин. Кроме того, в процессе сушки могут отпасть или треснуть прикрепленные элементы, такие как ручки кружек, молды и мелкие декоративные детали, если они были приклеены некачественно.
На что стоит обратить внимание в процессе лепки?
- Приклеиваемые детали и изделие должны быть идентичной влажности
- Закрепление деталей должно происходить при помощи насечек и шликера
- Стоит следить за одинаковостью толщины стенки в каждой точке изделия!
2. Брак, возникающий в процессе сушкиЗавершение технологических процессов и подготовка изделия к выдаче происходит в среднем спустя 20−30 дней со дня мастер-класса, и больше всего времени занимает именно сушка. Скорость сушки зависит от того, в какой технике было выполнено изделие, от его размера и толщины стенок.
В идеальных условиях, доступных лишь в лаборатории, изделие можно высушить полностью равномерно и избежать какого-либо брака на данном этапе.
К сожалению, в реальных условиях при сушке естественном путём на воздухе изделия сохнут неравномерно. Первыми сохнут и сжимаются в следствии испарения влаги выступающие и наиболее тонкие части: кромки кружек, борта тарелок, ручки, декоративные элементы. Разница в сжатии материала в каждой точке и в каждом моменте времени приводит к возникновению внутреннего напряжения, а в следствии чего — к трещинам.
Что мы делаем, чтобы сушка была спокойной?
- Кромки и ручки у кружек, а также бортики у тарелок отдельно оборачиваем пленкой, чтобы предотвратить слишком быстрое высыхание данных элементов
- Накрываем изделия полиэтиленом, чтобы уберечь их от сквозняка и обеспечить медленное и равномерное высыхание
- Спустя 1−2 дня сушки стаканы, кружки и боулы переворачиваем донышком вверх для тех же целей
Важно: если изделие деформировалось в процессе сушки, к сожалению, с этим уже ничего не сделать. Но с трещинами мы еще можем побороться: поверхностные и мелкие затираются шликером, глубокие и крупные заделываются специально изготовленными составами на основе «бумажной» глины.
Однако, утильный обжиг (первый) может снова проявить их.
3. Первый обжиг (утильный|бисквитный)После полного высыхания изделие отправляется на первый обжиг, и на этом этапе важно проследить, чтобы оно полностью высохло!
Если внутри работы осталась влага, ее может разорвать увеличивающимся в объеме водяным паром. Именно поэтому мы не торопим сушку — крупные и толстостенные изделия спешки не прощают.
Даже если вы попросите поставить на обжиг в срочном порядке ваше еще не высохшее изделие со словами «Будь как будет!" — мы, вероятнее всего, откажем. Ведь если изделие разорвет, то могут пострадать работы других наших гостей.
Про полые изделия
Полые изделия без отверстий обжигать можно. Но есть один нюанс.
Если изделие хоть немного не просохло, расширение водяного пара в печи его разорвёт. В условиях влажного климата Приморья достичь полного высыхания замкнутой формы естественным путём на воздухе практически невозможно.
Именно поэтому мы просим делать небольшие отверстия зубочисткой или шилом на донышке или в другом «скрытом» месте — чтобы обеспечить свободный газообмен среды и внутренних полостей изделия и избежать взрыва при первом обжиге.
Если после первого обжига трещины «с сушки» или другие трещины всё же проявились — мы стараемся заделать их повторно.
4.Второй обжиг (политой)Именно в этом обжиге изделия приобретают глянцевый блеск за счёт покрытия глазурью. Глазурь — по сути своей, это перетёртое стекло, которое тонким слоем обволакивает всю (или практически всю) поверхность изделия. Именно за счёт неё изделие больше не боится влаги, его можно спокойно мыть, протирать, из него можно кушать, пить чай и другие напитки.
Работы, покрытые вами на занятии ангобами (цветными матовыми красками, эквивалентными гуаши в керамике), сверху мы покрываем прозрачной глазурью. С ней обычно в нашей студии проблем нет, так как материалы идеально подобраны друг под друга, а также технология покрытия давно отработана нашими мастерами.
А вот всевозможные цветные и эффектарные глазури могут удивить (как в хорошем, так и в плохом смысле). Различные дефекты вы можете увидеть как на выставочных работах наших мастеров, так и на своих изделиях, если выберете данные покрытия.
С какими дефектами и особенностями можно столкнуться?
Цек или краклеЭто мелкая сетка трещин в стеклянном покрытии. Данный эффект происходит за счёт несовпадения так называемого КТР (коэффициент термического расширения). Глина и глазурь расширяются и сжимаются по-разному и когда глазурь сжимается сильнее глины — возникает цек. Для некоторых глазурей это является не дефектом, а их фишкой — в таком случае это называется
кракле или
кракелюр. Поэтому обращайте внимание на пробники! Такие глазури у нас тоже есть:)
Но вообще, такая сетка трещин — это совершенно не страшно. Из таких изделий можно пить и есть. Но стоит быть готовым к тому, что данные трещинки со временем окрасятся. Например, кракле внутри кружки, из которой вы пьёте любимый чёрный чай.
СборкаЭто дефект неправильного покрытия. Глазурь собирается в капли на поверхности изделия. Происходит в двух случаях: если изделие было грязным, глазурь «отталкивается» от соринок или же, если глазурь покрыта в слишком толстый слой.
«Глазурь сбежала»Некоторые глазури во время обжига становятся слишком «жидкими» и просто утекают, если хотя бы немного переборщить со слоем нанесения. Такие глазури называют глазурями с высокой потёчностью. И такие глазури у нас тоже есть ;)
Отличие цвета итогового покрытия от пробникаВ нашей студии есть эффектарные глазури, цвет которых зависит от толщины покрытия. Например, в толстом слое глазурь вулканически-красная, а в тонком — коричневая с проблесками белого. Выбирая такие глазури стоит быть готовым к тому, что никто и никогда не сможет точно сказать, как именно будет выглядеть изделие после обжига, несмотря на все наши усилия. В этом и есть «магия печи», и это стоит просто принять.
____________
Самостоятельное покрытие глазурью — это очень трепетный и, своего рода, магический процесс. Но с кучей подводных камней. Именно поэтому стоит строго следовать указаниям мастера и быть готовым к любой вариации «чуда» (как к хорошей, так и к плохой).
А если вы хотите получить изделие, покрытое цветными или эффектарнымиглазурями, но желаете избежать стресса — вы можете попросить наших мастеров заглазуровать его за вас :)
__________
В общем, как вы поняли, работа над изделием не останавливается с окончанием мастер-класса. Процесс длительный и трудоемкий, требующий терпения, а также готовности и принятия, если ваше изделие получилось с дефектом!
В случае, если брак категорически портит общий вид изделия или черепок совсем разрывает, то мы предлагаем различные вариации выхода из ситуации, например, можно прийти и переделать изделие по стоимости материалов. В каждом случае всё индивидуально, не бойтесь писать нам и задавать вопросы!
Даже у керамистов с большим опытом бывает брак, потому не стоит сильно расстраиваться, если с вашим изделием что-то пошло не так. Да, c практикой и опытом приходит более ясное понимание этого ремесла, но от брака никто не застрахован.
Ждем всех неравнодушных к творчеству на наших мастер-классах!